Этот сезон для коллектива Suprotec Racing прошел с большим знаком плюс – команда завоевала главные трофеи – абсолютный и командный зачёты в чемпионате России и абсолют в Кубке страны по ралли-рейдам.

Борис Гадасин – инженер, конструктор и опытнейший гонщик – рассказал AUTOSPORT.com.ru о планах команды, а также поделился своим мнением об автомобилях соперников и сотрудничестве с компанией Suprotec.

Вы стали чемпионами. Что сложилось для вашей команды, а чем вы остались недовольны?

Б.Г.: Всегда хочется добиться стопроцентного результата – и личного для всех экипажей, и командного. Понятно, что такое складывается очень редко. Может быть и хорошо – в противном случае будет достигнута очень высокая цель, а к чему тогда стремиться дальше?

К сожалению, Маша Опарина и экипаж на Ниве не добились максимальных результатов по разным причинам – также, как и наш. Но в отношении себя мне несколько проще – я и строитель техники, и спортсмен. Я получаю удовлетворение, когда мои машины на подиуме. Как спортсмен я немного расстроен, что не участвовал в борьбе за первое место, но у меня есть отличная компенсация в виде моих экипажей, которые зачастую занимали весь подиум, и нашей команды, которая с поддержкой Suprotec выиграла чемпионат в командном зачёте.

Коль мы заговорили о технике – можно ли попросить вас сравнить автомобиль-чемпион G-Force BARS и BMW X3 Виктора Хорошавцева, занявшего второе место в чемпионате? Этот автомобиль ведь является практически топовым?

Б.Г.: В принципе да, у него другой кузов – это не Mini, но тем не менее по темпу и балансу эта машина очень близка к верхним образцам производства команды X-raid. Она и обслуживается в X-raid.

Разницу между G-Force BARS и BMW X3 можно легко увидеть по результатам разных гонок. Например, Саратов. Более длинная коробка передач была у BMW, команда поменяла её перед ралли-рейдом «Шёлковый путь», и очень вовремя. У нас стояли более короткие коробки, гонка проводилась в первый раз и никто не ожидал, что она будет настолько скоростной. Наша машина ехала, скажем, с максимальной скоростью 175 км/ч, а Виктор ехал 180 км/ч – так и набираются те самые минуты, которые потом не отыграть.

После этого ралли-рейда у нас появилась спецификация машины под быстрые гонки – спасибо организаторам, мы увидели, куда нужно двигаться.

А вот заключительный этап чемпионата России показал иное. Это видел и Виктор, и наши ребята, которые много раз подходили ко мне и благодарили за то, насколько машина быстро, стабильно и комфортно едет по сильно разбитым дорогам.

У нас очень хорошая обзорность – единственная машина во всём Кубке мира, во всей нашей дисциплине, в которой будучи пристёгнутым ты видишь дорогу менее чем в трёх метрах. У того же самого BMW, у Mini и Toyota ты видишь её только в шести-семи метрах. Соответственно, если вы переезжаете какое-то препятствие или перегиб, те самые доли секунды, за которые вы увидели куда ехать дальше, позволяют гонщику раньше нажать на педаль газа. В Астрахани таких перегибов сотни, и эти доли секунды складываются затем в десятки секунд, а где-то в минуты преимущества.

В этом смысле я очень счастлив, потому что наша G-Force BARS настолько хороша, что топовые машины, которые не раз выигрывали «Дакар» откровенно проигрывают нашим автомобилям на российских трассах. Это очень приятно.

Мы подробно поговорили про автомобили категории Т1. А что произошло с Нивой? Чего ей не хватило в этом году?

Б.Г.: В первую очередь – удачи. Основная проблема проекта Нива, по моему мнению, в том, что сначала она строилась в одной команде, а затем мы её переделывали. Если бы в тот момент, я знал, какой объем переделок потребуется, я бы, может быть, и не взялся. Потому что реально было проще построить машину с нуля.

Мы переделали раму, поставили нашу подвеску, нашу трансмиссию. Поменяли китайский дизель Cummins с коробкой передач от УАЗика или от ГАЗели на бюджетный мотор BMW с одной турбиной. Он достаточно надёжен. Коробку передач оставили штатную шестиступенчатую BMW – в этом сезоне она показала себя очень хорошо.

С этой коробкой нам досталась раздатка от BMW, которую ставят на BMW X5 и X3. И, к сожалению, в боевых условиях выяснилось, что она не может переварить большое передаточное число и передаёт на переднюю ось максимум 20-30 процентов крутящего момента.

Мы попробовали исправить ситуацию на последней гонке чемпионата, сделав экипажу возможность вручную подтягивать блокировку, но у экипажа не получилось этим воспользоваться.

Как прошёл первый год сотрудничества G-Force Motorsport с компанией Suprotec?

Б.Г.: У нас образовался замечательный симбиоз ещё с прошлогоднего «Шёлкового пути», когда компания Suprotec стала спонсором Андрея Рудского. Тогда у нас сложились хорошие дружеские отношения, и наше сотрудничество пошло по пути сближения.

Надо сказать, что это не только спонсорская помощь, не только финансирование – это взаимовыгодное сотрудничество. Мы получаем от Suprotec, действительно, работающие триботехнические составы – кто бы что ни говорил в Интернете, они реально работают: и в моторах, и в трансмиссиях – на все 200 процентов. После нашего общения с другими участниками многие команды также начали активно использовать эти же составы.

Что от этого получает Suprotec?

Б.Г.: Экстремальные условия за короткий промежуток времени – спортивные агрегаты живут очень мало. За счёт этого Suprotec может несколько раз за сезон контролировать, насколько хорошо работают их составы, вносить в них какие-то изменения, а это дорогого стоит.

Например – шрусовая смазка, которую мы используем. Сколько на обычной машине живёт ШРУС? 30, 40, 50, 60 тысяч километров. То есть надо обработать узел и ждать несколько лет, чтобы понять, что происходит. У нас же без обработки ШРУС живет максимум тысячу боевых километров – это одна или две гонки плюс тесты.

А с обработкой?

Б.Г.: Тут до смешного – мы специально перед «Северным лесом» обработали один наружный ШРУС бывший в употреблении. И вот он стоит до сих пор – проехал целый сезон! Мы сами в шоке.

Все эксперименты я провожу на своей машине – делать это на машинах клиентов некорректно. Когда мы убеждаемся, что всё работает, применяем на остальных машинах.

Мы довольны сотрудничеством, а насколько довольны в компании Suprotec нужно спрашивать у них. Но у нас продлён контракт на следующий год, а это говорит о том, что наша совместная работа им нравится.

Контракт продлён, а значит есть и планы на следующий сезон. Можно ли немного рассказать о них…

Б.Г.: Планы есть. Времена сейчас непростые, поэтому мы сейчас зафиксировали программу-минимум. Она следующая – команда продолжает выступать в чемпионате России. Мы вновь поедем и в Т1, и в Рейд-спорте, и в Т3. Мы вновь постараемся побороться за титул чемпионов в командном зачёте.

Источник: autosport.com.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ