Сезон 2017 года серии IndyCar подходит к концу. Уже в эти выходные на дорожной трассе Сонома в северной Калифорнии пройдёт финальный этап сезона, который определит имя чемпиона. Финал года в Сономе становится традицией, эта трасса примет решающую гонку уже третий раз подряд. Математические шансы на титул остаются ещё у семи пилотов, но скорее всего титул между собой разыграют Джозеф Ньюгарден, Скотт Диксон, Элио Кастроневес и Симон Пажно.

Трасса

Протяжённость: 3.838 км
Число поворотов: 12
Покрытие: асфальт
Дистанция: 85 кругов, 362.214 км
Давление в турбине: 150 кПа (165 кПа при использовании кнопки «push-to-pass» — доступно 150 секунд действия кнопки, максимум 15 секунд подряд за одно нажатие)

Трасса Сонома Рейсвей находится в северной Калифорнии, в южной части гор Сонома. Это очень интересный стационарный автодром, который за годы обрёл несколько различных конфигураций, а также включает в себя прямую для дрэг-рейсинга. Здесь 12 поворотов, часть из которых слепые. Как это обычно бывает на североамериканских дорожных автодромах, здесь есть ощутимые перепады высот.

У трассы особый экстерьер. Кажется, что она базируется в пустыне, а на обочинах песок. Впрочем, это лишь обман зрения. На обочинах тут трава, но калифорнийское солнце её не щадит, и она выгорает. В итоге летом мы получаем пейзаж пустынной трассы. Но если посмотреть кадры с зимних тестов, то вы увидите непривычную картину. Обочины будут зелёными.

Трасса очень техничная. Тут много эсок, несколько медленных поворотов и несколько быстрых, в том числе две шпильки. Несколько поворотов идут через гребень. По сути, трасса представляет из себя комбинацию медленных и быстрых виражей.

Эта трасса не такая скоростная, как автодромы в Барбере, Мид-Огайо и Лексингтоне, но очень техничная. Здесь есть несколько очень хороших мест для обгона. В частности 7-й и 11-й повороты. Обогнать можно и в 9-м, если удачнее соперника выйти из эски 8-го виража. Покрытие трассы скользкое, уровень «держака» тут низкий.

Прямая старт-финиш очень короткая, сразу за ней идёт излом налево, а затем подъём на холм. Покрытие трассы асфальтовое и, за исключением пары мест, достаточно ровное, но очень скользкое. На поведение машины тут сильное влияние оказывает ветер. Тут нет вставок с другим покрытием на траекториях. Трасса узкая, местами барьеры находятся весьма близко. Впрочем, всё это не мешает гонщикам дарить зрителям много интересных сражений.

Здесь немало вариантов различных конфигураций. Пять лет назад один из них, используемый для гонок IndyCar, немного поменяли: 7-й поворот сделали более узким, расширили выход из 9-го виража, а 11-й перенесли чуть дальше, что сделало его более пригодным для обгонов.

Трасса обладает опасной фауной. В 2014 году, во время этапа NASCAR на этой трассе, споттер Кевина Харвика в какой-то момент сказал, что прямо около него ползёт большая змея. Так что определённо нужно смотреть под ноги.

Стратегия, шины и настройки

Гонщикам в воскресенье предстоит преодолеть 85 кругов. Оптимальной тактикой в Сономе является стратегия трёх остановок, при этом более жёсткий комплект резины чаще используется на одном из средних отрезков.

Отрезок под зелёным флагом тут составляет примерно 22-24 круга. В предыдущие годы жёлтые флаги в Сономе стали появляться уже в начале гонки, а в 2012-м первый был вывешен лишь на 65-м круге. При этом в целом по ходу гонки обычно пейс-кар появляется тут не так часто. В 2015 году по ходу гонки было четыре жёлтых флага, а в прошлом году – только один.

Всего гонщикам будет доступно семь комплектов жёстких шин и четыре – мягкой резины. Первый комплект шин с красными ободками нужно сдать после пятницы. Дополнительного комплекта шин для новичков и пилотов, располагающихся ниже десятой позиции в турнирной таблице, на этот раз не будет. Но в четверг, за день до начала уик-энда, пройдут тесты.

В гонке каждый пилот должен проехать как минимум два круга на новом комплекте мягких шин и как минимум два круга на комплекте жесткой резины. При этом один из кругов должен быть пройден под зелёным флагом без заезда на пит-лейн. Исключение составляет ситуация, при которой шина повреждена из-за контакта, в этом случае использование комплекта засчитывается.

Шины для дорожных трасс по конструкции и составу отличаются от тех, которые используются на городских. Конструкция и составы резины в этом году новые. Свой особый состав есть и для Сономы. В прошлом году он стал мягче.

Расклад сил

Действующим победителем гонки в Сономе является Симон Пажно. Год назад француз одержал здесь победу и оформил чемпионский титул в сражении со своим напарником по Penske Уиллом Пауэром.

Можно сказать, что в последние годы Сонома была территорией команды Penske, за исключением побед Диксона в 2014 и 2015 годах. Но именно Диксон, который в общей сложности выиграл здесь три гонки в течение своей карьеры, является главным соперником пилотов Роджера Пенске в борьбе за чемпионский титул в этом году.

Из последних девяти гонок в Сономе шесть выиграли пилоты Penske, и из этих побед три одержал Уилл Пауэр в 2010, 2011 и 2013 годах.

Пауэр уступает Ньюгардену 68 очков, и сложно представить расклад, который позволил бы ему выиграть второй титул, но он определённо будет среди претендентов на победу в гонке. Он всегда силён на этой трассе.

В 2009-м у австралийца здесь была очень неприятная авария. Во время сессии свободных заездов он врезался в развернувшуюся и заглохшую машину Нельсона Филипа, которая стояла за слепым поворотом, и получил компрессионный перелом позвоночника. Но в последующих пяти появлениях в Сономе Пауэр выиграл три гонки и один раз финишировал вторым, в 2012 году. Тогда победу одержал его напарник Райан Бриско.

Роджер Пенске не стал изменять своим принципам в той гонке и применять командную тактику, что отчасти стоило Пауэру чемпионского титула. Кроме того, из последних семи этапов в Сономе Уилл Пауэр только два раза проиграл квалификацию. И за последние семь лет, начиная с 2010 года, он пять раз стартовал с поул-позиции.

Вообще же первую победу команде Pesnke в Сономе принёс Элио Кастроневес в 2008 году.

Лидер чемпионата Джозеф Ньюгарден дважды стартовал на этой трассе с первого ряда стартового поля, но пока что ни разу не финишировал выше шестой позиции. После неудачи в Уоткинс-Глене он опережает Диксона лишь на три очка.

В 2011 году в Сономе команда Пенске в полном составе поднялась на подиум. Элио Кастроневес, Роджер Пенске, Уилл Пауэр, Райан Бриско

Кроме пилотов Penske, которые в 2011 году здесь в полном составе оккупировали подиум, в Сономе высокими результатами всегда отмечались гонщики Ganassi Racing. Они часто были на подиуме и выиграли четыре гонки. Скотт Диксон выиграл в 2007-м, 2014-м и 2015-м, а Дарио Франкитти – в 2009-м.

Другой командой, пилоты которой побеждали в Сономе, является коллектив Майкла Андретти. Его сын Марко одержал тут свою дебютную победу в 2006 году, а годом ранее в составе Andretti Green Racing выиграл Тони Канаан. В том же году Марко выиграл гонку серии IndyLights в Сономе.

В Уоткинс-Глене представители Honda были очень близки к пилотам Chevrolet, и в частности к гонщикам Penske, и это при том, что трасса в штате Нью-Йорк очень требовательна к прижимной силе. Сонома более техничная, и скорее всего здесь Honda будет как минимум на одном уровне с Chevy.

История

Гонка IRL в Сономе, в 2005 году

История у трассы в Сономе очень непростая. Она была открыта в 1968 году, но в тот период на ней проходили только единичные соревнования. Трасса несколько раз меняла владельцев и часто испытывала финансовые трудности. Впервые IndyCar приехал в Соному в 1970 году, гонку тогда выиграл Дэн Герни, вторым стал Марио Андретти, третьим Эл Анзер, а Гордон Джонкок и Джонни Ратерфорд замкнули топ-5. По сути, эта гонка была одной из немногих в Сономе в тот период. Также тогда здесь прошли два этапа Формулы 5000.

С 1978 года в Сономе ежегодно стали проходить гонки западного дивизиона NASCAR K&N Pro (одна из двух высших региональных лиг). В тот же период тут проходили гонки IMSA GT и отдельные этапы серии Can-Am. Но по-настоящему большую популярность трасса получила уже в 90-х.

Легендарные экски трассы Риверсайд Рейсвей

Раньше в Калифорнии была другая известная дорожная трасса — Риверсайд, где регулярно проходили гонки высшей лиги NASCAR, сейчас известной как Sprint Cup. В 1960 году в Риверсайде прошёл Гран При Формулы 1. Также там шесть раз проходили гонки IndyCar, с 1967-го по 1969-й, и с 1981-го по 1983-й. В конце 80-х трассу закрыли, и территорию, где она располагалась, продали под строительство торгового центра. В NASCAR хотели сохранить дорожный этап в Калифорнии и искали для него новую трассу. Выбор пал на Соному, которая, к слову, по общей конфигурации была очень похожа на Риверсайд. После последней гонки на Риверсайд Рейсвей в 88-м, уже в 89-м Sprint Cup приехал в Соному.

IndyCar вернулся на эту трассу в 2005 году, через 35 лет после первой гонки. Это было ещё в период раскола. В 2005 году в серии IRL решили добавить в календарь дорожные и городские трассы, и Сонома как раз была среди них. После объединения серии IndyCar трасса осталась в календаре.

Сейчас Сонома является одной из самых известных дорожных трасс в Северной Америке.

Два года назад, впервые после объединения серии IndyCar в 2008 году, финал сезона прошёл на дорожной трассе. Впрочем, ещё до раскола долгое время, с 1989-го по 1995-й год, чемпионат завершала гонка на другой калифорнийской дорожной трассе Лагуна Сека. После раскола там также прошёл финал сезона ChampCar, в 1996 году.

Победители гонок в Сономе

1970 — Дэн Герни — All American Racers
2005 — Тони Канаан — Andretti Green Racing
2006 — Марко Андретти — Andretti Green Racing
2007 — Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing
2008 — Элио Кастроневес — Penske Racing
2009 — Дарио Франкитти — Chip Ganassi Racing
2010 — Уилл Пауэр — Team Penske
2011 — Уилл Пауэр — Team Penske
2012 — Райан Бриско — Team Penske
2013 — Уилл Пауэр — Team Penske
2014 – Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing
2015 – Скотт Диксон — Chip Ganassi Racing
2016 — Симон Пажно — Team Penske

Интересные факты

  • Сонома известна своими виноградниками и вином.
  • Конфигурация трассы в Сономе очень напоминает трассу Риверсайд Рейсвей

Круг по трассеРасписание

Пятница, 14 сентября
20:00 – 20:45 – первая сессия свободных заездов

Суббота, 15 сентября
00:15 – 01:00 – вторая сессии свободных заездов
21:00 – 21:45 – третья сессия свободных заездов

Воскресенье, 17 сентября
01:30 – квалификация

Понедельник 17 сентября
01:43 – гонка (85 кругов)

*Указано московское время. Гонка стартует в ночь с воскресенья на понедельник.

В прямом эфире на территории России гонку покажет телеканал «АВТО24», начало трансляции в 01:30 по московскому времени.

Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru

Положение в личном зачетеПоз.ПилотОчки1.

Джозеф Ньюгарден5602.

Скотт Диксон5573.

Элио Кастроневеc5384.

Симон Пажно5265.

Уилл Пауэр4926.

Александр Росси4767.

Грэм Рейхол4668.

Такума Сато4219.

Тони Канаан37510.

Райан Хантер-Рей37311.

Джеймс Хинчклифф36012.

Макс Чилтон36013.

Марко Андретти33614.

Эд Джонс33215.

Джей Эр Хильдебранд31516.

Карлос Муньос29817.

Чарли Кимбол28918.

Конор Дэли26419.

Михаил Алёшин23720.

Спенсер Пигот18421.

Себастьян Бурдэ17022.

 Эд Карпентер16923.

Габби Чавес9824.

Хуан-Пабло Монтойя9325.

Эстебан Гутьеррес9126.

Себастьян Сааведра8027.

Ориоль Сервия6128.

Фернандо Алонсо4729.

 Джек Харви3330.

 Пиппа Манн3231.

 Джей Ховард2432.

 Зак Вич2333.

 Сэйдж Кэрам2334.

 Джеймс Дэвисон2135.

Тристан Вотье1536.

 Бадди Лазье14

 

Источник: autosport.com.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ