На завершившемся для представителей синхронного плавания чемпионате Европы российские спортсмены приняли участие во всех дисциплинах, за исключением комбинированных групп, и показали абсолютный результат.

Восемь российских побед распределились в Глазго следующим образом: две завоевала в соло Светлана Колесниченко, еще две – она же в дуэте с Варварой Субботиной, две – смешанная пара, составленная из Александра Мальцева и Майи Гурбанбердиевой, и две выиграла группа в составе Анастасии Архиповской, Дарьи и Анастасии Баяндиных, Марины Голядкиной, Вероники Калининой, Полины Комар, Марии Шурочкиной, Михаелы Каланчи и Дарины Валитовой.

 

 

В спорте уже выросло поколение, которое вообще не помнит времен, когда российские синхронистки оказывались на каких-либо местах кроме первого. Принято считать, что беспроигрышная серия длится двадцать лет – с того момента, как Россия забрала все золото на чемпионате мира-1998 в австралийском Перте. Но это не совсем так – бывали исключения.

Назвать эти единичные случаи поражениями нельзя: например, в соло на чемпионатах мира в начале 2000-х годов трижды побеждала француженка Виржини Дедье, но это было в тот период, когда российские тренеры были в основном сконцентрированы на продвижении своего юного дуэта – Анастасии Ермаковой и Анастасии Давыдовой, ставших впоследствии многократными олимпийскими чемпионками. В соло из этих двух спортсменок не блистала ни та, ни другая, поэтому и излишних амбиций не было.

Единственный раз, когда Россия проиграла на мировом первенстве дуэт, случился в 2001-м в японской Фукуоке и тоже предсказуемо: в российской сборной сменилось поколение, Ермакова и Давыдова встали на место Ольги Седаковой и Ольги Брусникиной, чемпионками мира стали японки. Причем весь мир синхронного плавания расценил это как большой реверанс по отношению к стране-хозяйке.

Единственный реально огорчительный проигрыш случился в 2008-м на чемпионате Европы в Мадриде, где юная Наталья Ищенко, которой только предстояло выиграть пять золотых олимпийских наград и добавить к 6 золотым медалям чемпионатов мира еще 13 титулов чемпионки мира, уступила Хемме Менгуаль. Испанка тогда объявила, что заканчивает карьеру, вот судьи и «помогли» ей уйти красиво.

С тех самых пор поражений не случалось, если, конечно, не считать серебро смешанного дуэта в технической программе на чемпионатах мира 2015 и 2017 годов, но смешанные дуэты – это вообще отдельная история.

Творцами этого золотого водопада мир заслуженно считает главного тренера российской сборной Татьяну Покровскую, работающую с группами, и Татьяну Данченко, в зону ответственности которой входят дуэт и соло.

©
AFP 2018/ FRANCOIS XAVIER MARITСборная России по синхронному плаванию

Для учениц этих тренеров выступление в Глазго стало своего рода дебютом. В группе Покровской по-настоящему опытной спортсменкой можно было назвать только Марию Шурочкину, что не помешало российским синхронисткам убедительно выиграть техническую и произвольную программы с колоссальным преимуществом. А в дуэте со Светланой Колесниченко впервые появилась 17-летняя Варвара Субботина, которая добилась в этом сезоне уникального достижения: она стартовала как во взрослых, так и в юниорских турнирах и нигде не потерпела неудачу.

 

 

После того как Колесниченко и Субботина завоевали второе золото из двух дуэтных, Данченко сказала, что наиболее сложным для спортсменок стало то, что в Глазго им пришлось выполнять олимпийскую программу, с которой два года назад стали чемпионками великие Наталья Ищенко и Светлана Ромашина. И нужно было соответствовать этой планке, несмотря на то что Субботина, по выражению тренера, «только пришла из детского сада».

«Для того чтобы справляться с этой программой, нужно делать ее каждый день. Пропустишь несколько дней тренировок, приходится собирать программу заново. А Варе периодически приходилось уезжать на юниорские соревнования. Конечно, возвращать дуэт в форму получалось быстрее, чем было в начале сезона, но работы тем не менее было очень много», — сказала тренер.

©
AFP 2018/ Oli SCARFFСветлана Колесниченко и Варвара Субботина

Колесниченко впервые выступила на чемпионате Европы как солистка и одержала две победы. Стоит заметить, что, несмотря на грандиозный успех, в следующем году ей, возможно, придется вернуть место солистки Светлане Ромашиной, которая намерена вернуться в спорт после рождения ребенка. Субботина тоже, скорее всего, останется в запасе, если Ромашина захочет вернуться не только в соло, но и в дуэт. В этом случае крайне велик шанс увидеть нынешнюю двукратную чемпионку Европы в составе группы, как это было год назад на чемпионате мира.

После чего Данченко даже сказала: «Субботина сделала гигантский шаг после того, как побывала в руках Покровской и поработала в группе. Она почувствовала совершенно другой уровень работы, нагрузок, ответственности. Попасть в сборную для юниорки – это как новобранцу оказаться в составе спецназа в горячей точке. Субботина успешно через это прошла и вернулась ко мне уже другим человеком».

 

 

Александр Мальцев, ставший в Глазго уже четырехкратным чемпионом Европы, оказался в определенном смысле заложником специфики смешанной дисциплины: она не является олимпийской, в связи с этим девушки охотнее предпочитают биться за место в группе, нежели оставаться в микст-дуэте. По этой причине от Мальцева поочередно уходили Дарина Валитова (с ней Александр выиграл золото и серебро на чемпионате мира-2015 в Казани), затем – Михаела Каланча (партнерша Мальцева по «золотому» чемпионату Европы-2016). Обе эти спортсменки выступали в составе группы и в Глазго, в то время как Мальцев дебютировал в турнире смешанных дуэтов с новой напарницей – Майей Гурбанбердиевой. И спортсмены дважды стали лучшими.

©
Deepbluemedia/Giorgio ScalaРоссийские синхронисты Майя Гурбанбердиева и Александр Мальцев

Итальянский тандем Манила Фламини/Джорджо Минизини, дважды ставший вторым, составил россиянам довольно жесткую конкуренцию, особенно в технической программе: разница между результатами победителей и серебряных призеров составила всего 0,888 балла. В произвольной программе преимущество россиян получилось более солидным – чуть больше полутора баллов. В остальных видах российское превосходство можно было назвать тотальным. Наибольшая разница сложилась в технической программе групп, где команда России опередила команду Украины на 3,8561 балла.

Единственная «вакантная» золотая медаль — в связи с отсутствием россиянок в числе участниц в комбинации — досталась представительницам Украины. В общей сложности украинки завоевали еще 5 серебряных и одну бронзовую награду.

 

 

«Мы не можем позволить себе делить старты на важные и второстепенные», — сказала незадолго до чемпионата Европы Татьяна Данченко. И объяснила: «Мы подняли эту планку, а значит, должны ее удерживать, должны понимать, что на нас постоянно смотрит весь мир, причем очень пристально: все специалисты синхронного плавания, все соперники. Всех интересует, насколько мы сильны, насколько интересны наши программы, насколько мы готовы продолжать побеждать. Никого не волнует, какие у нас сложности. Впереди чемпионат мира и Олимпиада в Токио, и там мы тоже должны стать лучшими».

В российской сборной давно уже выработалась своего рода технология: при смене поколений новички берут старые программы — те, с которыми побеждали их предшественницы. Задача – показать, что, даже если состав российской сборной сменится полностью, уровень ее мастерства останется прежним, недосягаемым.

Но сейчас спортсменок ждут месяцы нечеловеческого труда: к чемпионату мира-2019 все постановки должны быть новыми. Это тоже часть победной технологии: по мнению тренеров, лидеры не имеют права выходить на столь ответственный старт, как предолимпийское мировое первенство, со старым «багажом».

Источник: rsport.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ